Цвет — одна из основных визуальных характеристик окружающего мира, воспринимаемая человеческим сознанием, средство опознания его свойств, формирования зрительных и эмоционально окрашенных образов, дающих объективную полезную информацию о среде и влияющих на биологическое состояние и психологический тонус человека.

Насколько важен выбор цвета окружающих нас вещей и предметов мебели?
Какой цвет подходит именно вам, по мнению психологов?
Как сочетать цвета?

При продумывании обстановки своей квартиры цвет очень важен. Он является настроением вашего жилища.

Так что же, прислушаться к мнению профессионалов или положиться на свою интуицию? Мы советуем вам прежде, чем перекрашивать стены и покупать новую мебель, прочитать статью об интересующем вас цвете. Представить себя в новом интерьере. А уже потом смело браться за краски!

Практика дизайна среды, в том числе и текстильного дизайна, немыслима без колористики. Одно из свойств пространства — цвет — представляет предмет проектной разработки как средство создания визуально-психологического комфорта среды обитания. Он может выступать в качестве интегрирующего пространства обезличенного приема (например, общая окраска стен) или в роли акцента, преследующего цель визуальной корректировки габаритов помещений или выделения их главного элемента.

Хрестоматийными стали рекомендации подбора теплых тонов для цветового решения интерьера, ориентированного окнами на север, и холодных — для комнаты, открытой на юг. Помня о взаимодействии дополнительных цветов, визуальное впечатление о «холодном» интерьере можно изменить, если внести в его среду ярко окрашенный элемент, по сравнению с которым интерьер представится теплым.

Использование ассоциаций, связанных с дистанционными цветовыми иллюзиями, позволяет визуально сократить или удлинить, сузить или расширить помещение, а вместе с членениями стен создать впечатление большей или меньшей высоты. Следует добавить, что вместе с эффектом воздействия «приближающего» или «удаляющего» цвета имеют значение фактура и рисунок поверхности, которые позволят глазу достаточно точно определять расстояние и не поддаваться иллюзиям по этому поводу. Крупный рисунок обоев насыщенного цвета, большая картина в богатой золоченой раме «приблизят» стену. Серо-голубая бесфактурная окраска, монохромная контурная гравюра в легкой окантовке «отодвинут» стену вглубь и создадут ощущение более просторного помещения.

Цвет представляет один из индикаторов архитектурного стиля. Границы цветовых предпочтений различных эпох: естественные природные цвета вплоть до европейского средневековья, насыщенные тона интерьеров эпохи Возрождения, манерность и изысканная мягкость цветов интерьеров барокко и рококо, сумеречная колерная гамма модерна, пластмассовая яркость интерьеров хай-тека, сарафанное разноцветье

В современном подходе к колористике пространства наметились две основные тенденции. Первая ориентируется на нейтральное цветовое решение, в котором общий цвет среды отходит на второй план, становится фоном, а роль цветовых акцентов играют аксессуары, элементы предметного наполнения. Цветовые «всплески» оправдываются естественной колористикой природных материалов вроде обнаженной кирпичной или каменной кладки, текстуры дерева.

Другая откровенно демонстрирует эффекты «привлеченных» цветов, гармонию насыщенных красок, цветовых пятен, активно формирующих ракурсы наблюдения; все в целом задает высокий жизненный тонус. Цветовая гармонизация опирается на различные формулы сочетаний: от подчинения функциональной обусловленности к независимому авторскому решению в подборе цветовых аккордов на основе колористической грамотности.

Функциональная специализация интерьера — основной аргумент в обсуждении колористических замыслов, в которых разделены фон и предметное наполнение. Фоновое решение интерьера цветочного магазина, наполненного яркими цветами, предпочтительно в черных и зеленых тонах. В колерном решении кондитерской, по всей вероятности, будет уместным привлечение розового, белого, коричневого тонов, а не синего, зеленого, фиолетового. Цветовая гамма в любом случае должна ограничиваться двумя—тремя цветами. Наиболее квалифицированно выглядит использование одного тона разной насыщенности, поддержанного акцентами дополнительного цвета. Впечатление колерного разнообразия (но без пестроты!) создает гармония двух дополнительных цветов с добавлением ахроматических тонов — черного и белого.

Цветовые решения имеют особое психофизиологическое значение в создании комфортной обстановки сферы производства. Специальные требования к окраске интерьеров предъявляются при проектировании среды учебных и лечебных учреждений, где ставятся задачи создания соответствующей психологической атмосферы, в т.ч. средствами цвета. Здесь особенно важен учет ассоциативно-психологического воздействия цвета.

Обитание в конкретном географическом регионе с устойчивыми климатическими параметрами и цветностью природной среды формирует традиционные этнические стереотипы цветовых предпочтений. Как правило, «любимые цвета» являются дополнительными к господствующему тону среды. Для жителей Средней Азии, где большую часть года пейзаж имеет сиренево-палевую окраску иссохших степей, средством погашения цветового голода стали лазурно-зеленые с бело-сине-черным орнаментом купола мечетей и мазаров. А для обитателей таежных лесов желанны красные и желтые цвета. Любопытна и другая статистика: женщины предпочитают голубые и, в общем, пастельные, мягкие тона, мужчины — красные, оранжевые, черные — цвета энергичные, резкие, возбуждающие.

ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ

img-001

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетание цветов. Заметьте, что цвета можно и нужно варьировать по насыщенности и светлоте (яркости). И, кстати, часто встречающаяся еще одна гармония: по насыщенности. На картинке представлены возможные варианты цветовой гармонии.

img-002